В
каждом деле есть первые номера. В любой сфере жизни: один впервые
применяет новую технику живописи, другой открывает способ уводить
деньги в оффшор.
И если даже ученики перещеголяют мастера, а конкурирующая ОПГ поставит
схему его аферы на поток, все равно первым был мастер, он и останется в
памяти народной. В городе Петрозаводске, столице Карелии, с
недавних пор раскачивает хип-хоп-тему компактное сообщество из
нескольких групп и сольных mc. Однако инициатором процесса, впервые
приковавшим внимание общественности к Петрозаводску (в начале в составе
коллектива Military Clan, потом как участник проекта L`Acoustique и
наконец в качестве соло-артиста), стал Vanich. Первый номер
петрозаводского хип-хопа, чье творчество вышло за рамки региона. Петрозаводск – небольшой промышленный центр Русского Севера. Кто-то знает, что неподалеку Онежское озеро и Кижи
– памятник русского зодчества. Возможно поклонники сериалов в курсе,
что одна из героинь "Клана Сопрано" по сюжету родом из Петрозаводска.
Больше никаких достопримечательностей этого города в голову не
приходит. А, ну как же – здесь родился и вырос Илья Покровский, ныне
известный как Vanich. Без шуток. Возможно лет через пятьдесят подобные
слова и будут написаны в какой-нибудь толстенной энциклопедии
отечественного рэпа. Ошибкой было бы назвать его пионером
петрозаводского хип-хопа – были там динозавры по-настоящему древние.
Тем более, что Vanich’а поначалу привлекали живые дела – гитары,
барабаны, хардкор-команды канувшие в лету в конце 90-х. Vanich:
"Я понял, что гораздо меньше проблем будет без инструментов, без
репетиций на студии – тяжело тащить за собой кроме творчества еще и всю
эту кухню – инструменты, примочки всякие, железо для ударных, палочки
все время ломаются и стоят по 10 баксов за пару…". В те дни в
Петрозаводске существовала Настоящая Крутая Группа, носившая название
Banana Killaz. У этой команды была неплохая популярность на
региональном уровне, был материал – с десяток песен, были выступления в
клубах и даже клип, крутившийся в местном эфире. С участниками этой
группы, которых звали Gonz и LaP, Vanich начал сотрудничать зимой 2001.
Чуть позже, довольные результатами сотрудничества, парни узаконили свои
отношения и с тех пор стали называться Military Clan. В новой группе
Vanich писал музыку и большинство куплетов. Так что в принципе, он и
оказывал наибольшее влияние на звучание команды. Музыкальные учителя
Vanich’а проповедовали агрессию и суровость. Он сам называет в их числе
Cypress Hill и Public Enemy, чуть позже вкусы ужесточились: Onyx и
Wu-Tang. В это время появились на свет пластинки Объединенной Касты,
что тоже не могло не оказать своего влияния на стиль Military. Да и на
них ли одних? Хардкор рулил, слащавые мелодии Западного побережья
признавались фэйком. Знакомая LaP, съездив во Францию, привезла
пластинки NTM Supreme и IAM. Так акценты начали смещаться в сторону
европейского рэпа. И не обязательно французского, парням нравился, к
примеру, финский рэп. Именно тогда появились и первые французские нотки
в звучании Military Clan, более ощутимо слышимые в соло-проектах
Vanich’а. Не прошло и года после создания группы, как Military Clan был
приглашены на фестиваль Rap Music 2001. Vanich: "Летом 2001 года
я смотрел MTV, где было какое-то интервью с Децлом. И он в конце
передачи невзначай так сказал, что вот типа у них фестиваль и
присылайте свои треки по адресу. Я на всякий пожарный послал
аудиокассету. Спустя месяца два – эдак в сентябре мне звонят из Москвы
и говорят, что типа не дело присылать кассеты – шли аудиодиск. У меня
тряслись колени и вообще все. Я судорожно пишу диск и отсылаю. Спустя
три недели мне говорят что нашу группу отобрали на сборник "Рэпрорыв".
Так мы в первый раз вышли на официальном сборнике. Позже началось
интернет-голосование, на котором половина групп просто накрутила голоса
с помощью кликеров. Ну, мы и поехали. Тогда было много приколов, все не
расскажешь, были менты в поезде, которые нас стаскивали с полок, куча
впечатлений от рэп-звезд, живых Богдана Титомира и Влада Валова".
В последнее время модно ругать Rap Music, забывая о том, что у
фестиваля, при всех его минусах, была масса положительных сторон, и
каждый год он открывал для публики плеяду достойных молодых артистов.
Не то чтобы после фестиваля группу начинали атаковать всяческие
издатели и продюсеры – нет, такого почти никогда не случалось. Но для
слушателей участие группы в Rap Music было неким маячком, заставлявшим
более внимательно отнестись к дальнейшему творчеству команды.
Весной 2002 был готов первый альбом Military Clan. Чтобы записать его
(своей аппаратуры не было и нет), парням приходилось подрабатывать
грузчиками на студии, а также принимать участие в ее ремонте. Зато
качество записи получилось "неквартирным". Диск пролежал на полке почти
целый год и пришествие петрозаводского хардкора состоялось только в
2003 году, когда альбом "Одна правда в год" был издан лейблом Rap
Recordz. Но довольно скоро проект Military Clan был временно
законсервирован. LaP не мог больше уделять достаточно внимания группе.
Причиной тому служили вначале "дела семейные", а затем и армия, куда он
был призван в октябре 2003. Впрочем, уже являясь военнослужащим, LaP
исхитрился записать совместный трек с Пауком. Тем не менее, с середины
2003 года Vanich уделяет больше внимания сольному творчеству и
побочному проекту L`Acoustique, возникшему еще во время существования
Military, как некое параллельное увлечение. Vanich: "Я сделал
какой-то попсовый минус. На репетиции Military этот минус засрали.
Потом я пошел в гости к Борису (он мой хороший друг, вместе учились в
школе, живет рядом, фронтмен рэп-группы Свободные). Короче этот минус я
подарил Борису. Он чего-то накатал на него – мне понравилось, я
предложил сделать этот трек вместе. Потом сделали еще треки. Я подумал,
что когда я один – я Ванич, потом еще есть Милитари, а когда мы с
Борисом – это будет называться….ммммммм……L’Acoustique, типа под
французов. Вот и все дела". Творчество L`Acoustique разительно
отличалось от Military мягкостью, мелодичностью, лирикой. Ориентация на
Францию не была безоговорочной, но все же присутствовала. Vanich
никогда и не скрывал, что ему симпатичен европейский подход к хип-хопу.
И это стало совершенно ясно после выхода его сольной работы
"Индивидуалистика" (апрель 2004). Для своего соло-проекта Vanich
подобрал треки, по разным причинам не уместившиеся в рамках Military
Clan. Слишком личные, чтобы быть исполненными больше чем одним
человеком, приблизительно так он это формулирует. Более зрелые. В новом
облике творчество Vanich-а кажется только выиграло. Альбом получил
одобрение как поклонников хип-хопа, так и самих артистов. А главным
подтверждением заслуг Vanich’а можно считать беспрецедентный спрос на
его куплеты со стороны других рэпперов. Что-то из коллабораций уже
издано, что-то только готовится к изданию, но все равно список
впечатляет. Vanich: "После выпуска альбома было миллион,
наверное, предложений по поводу совместных песен – в итоге мной
записаны куплеты на следующие совместные песни: Broken Sound &
Vanich – "Кому это нужно", Dead Poets & Vanich & Big Som –
"Творцы", EdWin & Vanich – "Родное сердце", Карандаш & Vanich –
"Продолжай мою песню", Termit & Монтекки & Vanich – "Цель", Сэт
& Vanich – "Не будите спящих", вАрчун & Vanich & Крек –
"Моя игра", Грязный & Vanich – "Не закаляй меня холодом". Сейчас
готовлюсь записать еще один трек с Сэтом и несколько песен с
петрозаводскими группами и исполнителями: Свободные, Северный Блок,
Мускат. Мечтаю забацать второй сольник. Но пока не могу найти себя –
все время кажется что можно сделать лучше и минуса переделываются,
текст переписывается. Короче нахожусь в творческом поиске".